1. Мне очень интересно было бы узнать, какие личные качества по мнению Сергея помогают ему в работе художника?
Постоянство. Художник – такая же работа как и все остальные. Только рисуя регулярно, не ожидая вдохновения, можно добиться чего-то значимого. Любопытство. Постоянный интерес к своей работе тоже творит чудеса. Самокритика. В нормальных дозах – очень стимулирующее качество, но нужно знать меру. Другая противоположность – самолюбование и удовлетворенность, дают ступор, отсутствие прогресса. Важно быть и в меру критичным к себе и уметь похвалить себя.

2. Что лично вы не станете рисовать никогда? Какой заказ не возьмете даже за очень большой гонорар?
Никогда не говори “никогда”. Я вообще стараюсь на брать заказов в акварели, живу тем, что рисую в своё удовольствие. А с другой стороны, мне вряд ли предложат рисовать что-то такое, где я не “засветился” )). Но иногда повторяю какие-то свои сюжеты, по многочисленным просьбам )

3. Сергей, у вас волшебная акварель, и очень родная), в какой момент вы поняли что стали профессионалом?
До сих пор не считаю себя каким-то уж очень профессиональным акварелистом. Наверное все дело в самой акварели, она безгранично может удивлять и ставить новые задачи. Но материал тоже ещё далеко не все – важны сюжеты, идеи которые пытается донести художник. С этим тоже есть куда расти.

4. Сергей, все ваши работы вызывают бурю эмоций! Расскажите пожалуйста, как передать эти эмоции в работе, как написать акварель так, чтобы она описывала не только изображаемый предмет, но и чувства художника к нему? И как понять какая тема твоя, та что лучше получается или та что вызывает больший интерес?
Конечно же надо идти более трудной дорогой и пытаться делать то, что хочется, а не то что попроще. Цель бывает труднодостижимой, но как классно когда ты к ней приближаешься шаг за шагом. В акварели именно так – не нужно ждать прорыва, а постепенно идти к цели. Например, на настроение, эмоцию в картине может влиять многое, комплекс вещей: сюжет, композиция, техника исполнения. Баланс всех составляющих. Один из самых важных моментов для меня – это свет. Все это вместе – долгая работа, которая стоит усилий.

5. Очень интересно было бы узнать, как вы выделяете важное и не важное? Как вы для себя решаете, что работа закончена и пора остановиться?
Важное определяется моментально. Шёл и остановился, как вкопанный – ВАУ! Важно зафиксировать этот момент, четко осознать, что именно стало причиной вау-эффекта. Все остальное – дополнительно и второстепенно. От работы важно отходить на расстояние, делать паузы. Осознанно двигать кистью. Тогда приходит понимание того, в какой момент нужно остановиться. И ещё важно: картинка должна быть нарисована в голове до того, как начал красить руками. Четкая, осязаемая. Если не знаешь, чем закончится твоя работа, что должно быть в итоге, то трудно определить точку финиша.

6. Кто-то из известных художников говорил, что может написать тело обнаженной женщины даже грязью. Сергей, какие самые минимальные изобразительные средства были бы достаточны вам? В каких самых “полевых” условиях приходилось работать?
Этот известный художник скорее всего имел ввиду тональность, что цвет вторичен, а важнее всего понимание и умение передать свет и тень в работе. Но если говорить об экстремальности, то в памяти всплывают несколько моментов на пленэрах в Казахстане, Алтае, Сибири. Снег, ветер, дождь, жара – обычные дела, когда сидишь дома. Но когда ты снаружи и рисуешь – очень многое начинаешь понимать и любить в этой жизни, то чего не замечаешь в быту ) Из минимального: иногда даю студентам такое упражнение – нарисовать пейзаж одной краской. Очень полезная штука ) Сам использую в работе около 7-8 пигментов в основном.

7. Что для вас рисование? Что оно вносит в вашу жизнь? Когда садитесь работать, что хочется передать? Есть ли что-то в сюжетах, за что хочется взяться, например, портреты или еще что-то?
Раньше акварель у меня была хобби, теперь – работа. И бОльшая часть жизни. Можно сказать – это осуществившаяся мечта. Ведь когда любимое дело даёт ещё и средства к существованию, то это идеал. Когда сажусь за стол, всегда думаю о том, что это будет очень хорошая картина. Представляю как она будет выглядеть, планирую сценарий рисования – что в первую очередь, какими средствами, что пойдёт потом. Портреты – конечно, хочется. Давно уже подбираюсь к этой теме. Думаю, что скоро будет что-то интересное в этом жанре у меня )

8. Сергей, вам нравится ваша акварель? Стиль какого художника-акварелиста вы бы привнесли в своё творчество?
Не всегда. Чаще критично отношусь к своим работам. Но наверное это не так уж и плохо. Гораздо грустнее в творческом плане выглядит объёмная самоуверенность и самодовольство. Эти вещи перечеркивают творческий зуд – основу движения вперёд . “Зачем к чему-то стремиться, если я уже великий?))” У меня много кандидатур художников в списке на внесение в творчество )) Но не в лоб, а опосредованно – у одного нравится техника, у другого – облака, третий мастер тональных отношений и т. д. Копировать кого-то одного – это потерять свою индивидуальность. Но закачать в себя много из прогрессивной акварели и выдать что-то интересное – задача более достойная.

9. Вы счастливый человек? Всегда ли у вас была гармония в душе (если ставить диагноз по фотографии, то спокойствие ваш верный спутник)?
Да, пожалуй, счастливый ) Но к этому счастью двигался очень постепенно. И для меня эта идея скорее не внешнего характера (“вот куплю лэндкрузер и будет мне счастье”), а внутреннего плана. Работа над собой, движение вперёд. Когда акварель стала моей работой, я получил независимость, стал сам решать, что мне делать и куда двигаться. Это прекрасное ощущение уверенности и спокойствия. Вернее равновесия, баланса. До того, как акварель вошла в жизнь, все было немного иначе – дизайн, заказы, нервозность, неуверенность, зависимость от капризов и не всегда развитого вкуса клиентов… Но это была хорошая школа. Дизайн меня воспитал, дал основу для будущего.

10. Что написано в трудовой книжке художника? Как в современном мире живется художникам? Деятель искусства в нашей стране ценен для государства с точки зрения социальных благ?
Моя трудовая книжка закончилась лет 7 назад, с тех пор в ней ни одной записи)) Будущих художников в учебных заведениях учат рисовать, но как жить этим трудом – ни слова. До сих пор, хотя уже столько лет прошло после СССР. Поэтому единственный способ выжить – самому постигать все нюансы рыночной экономики и маркетинга. Никто за художника этого не сделает, а если кто-то и берётся улаживать его финансовые дела, то это как правило плачевно заканчивается. Что даёт государство мне лично, как художнику? Ничего, наверное. Я уже благодарен ему за то, что оно не лезет в мои творческие и личные дела, а когда-то давно дало возможность получить отличное бесплатное образование. Мне этого достаточно. Может и легче было жить при СССР, с госзаказом и мастерскими для членов союза, но я тот период не застал, ностальгировать сильно и не о чем. В чем я абсолютно уверен, так это в том, что всяк сам кузнец своего счастья. Товарищи, которые любят сидеть целыми днями на диванах и жаловаться на плохую жизнь, на то что им никто не помогает, мне непонятны.

11. Сергей, мы все вас знаем как художника с очень узнаваемым стилем, сюжетами… Были ли у вас эксперименты с материалами, техникой, которые остались “за кадром” за последние год-два? Если да – какие именно, как они отразились на ваших последующих работах?
Очень немногое остаётся за кадром. Как правило пытаюсь все новое доводить до ума, чтобы оно сразу же вплеталось в канву. За год-два разница может и незаметна, но если посмотреть на работы 7-летней давности, то можно увидеть отличия ) Совсем экспериментальное все-таки присутствует, но это такие гаммы, почеркушки, в которых я пробую тот или иной материал, приём или комбинацию разных материалов, сюжетов. Их достаточно много, но они так и остаются на бумажках, в сети можно увидеть только более-менее приличные оформленные работы )

12. Как влияет на детей папа, если он художник? Поделитесь своим мыслями, пожалуйста.
Папа художник – это весело. Мой папа, когда был молодой, много и хорошо рисовал, хотя нигде этому не учился. Скорее всего это он “виноват” в том, кем я стал. )) Наша старшая дочь не показывала никаких художественных склонностей, но вдруг её “прорвало” несколько лет назад и она стала тоже активно рисовать, учиться ремеслу. Лиза, ей всего три месяца, пока нарисовала одну акварель, но я думаю у неё ещё все впереди ) Вывод такой – быть отцом художником – это заразно. Все члены семьи могут стать в итоге художниками ))

13. Почему вы бросили графический дизайн во имя акварели?
Акварель – это творчество в чистом виде. Я не пытаюсь кому-то понравиться, чтобы мне заплатили гонорар, как это происходит в дизайне. Я рисую картины, делаю то, что считаю интересным и нужным, показываю на выставках, продаюсь. По-моему идеально )